Блокировка SMS от банков: как борьба со спамом ударила по клиентам в России
- AlexT
- 06-авг-2025, 09:00
- 0 комментариев
- 7 просмотров
С 1 августа 2025 года в России вступили в силу изменения в федеральный закон «О связи», направленные на борьбу со спамом. Однако на практике новые меры обернулись неожиданными последствиями: многие россияне лишились доступа к важным SMS-уведомлениям — от банков, онлайн-сервисов и систем двухфакторной аутентификации.
Согласно поправкам в закон, операторы связи обязаны по заявлению абонента блокировать все массовые SMS-рассылки. Проблема в том, что под блокировку попали не только рекламные и спам-сообщения, но и:
уведомления о списаниях и переводах с банковских счетов;
коды подтверждения при входе в онлайн-сервисы и мобильные приложения;
транзакционные уведомления от маркетплейсов, такси и доставки.
Фактически, всё, что отправляется с коротких номеров и не принадлежит частным пользователям, теперь расценивается как рассылка, если абонент отказался от них.
Как сообщают представители телеком-отрасли, в основе блокировки лежит пункт 22.1 статьи 2 закона «О связи», который трактует рассылку крайне широко. Операторы утверждают, что не могут самостоятельно классифицировать SMS по степени важности или назначению.
«Отказ клиента от рассылок распространяется на все сообщения, кроме тех, что предусмотрены законом — например, от органов власти, страховых медицинских организаций и “Роскосмоса”», — уточнили в «Т2 РТК Холдинге» (бренд Tele2).
Компания «МегаФон» добавила, что, в связи с отсутствием в законе чёткого деления на типы сообщений, оператор обязан блокировать абсолютно все SMS-рассылки, включая сообщения с коротких номеров.
В «Билайне» заявили, что применяют «сбалансированный подход» и исполняют нормы в рамках Порядка оказания услуг телефонной связи (ПОУТС).
Многие эксперты и участники рынка считают, что новая система нуждается в доработке. Представитель виртуального оператора «Т-Мобайл» (бренд «Т-Банк») в комментарии «Коммерсанту» отметил:
«Чтобы ограничение на SMS-рассылки работало эффективно и не вредило пользователям, необходимо дать абоненту возможность отказываться от определённых типов сообщений — например, только от рекламы, но не от кодов подтверждения или банковских уведомлений».
В Министерстве цифрового развития сообщили, что внимательно следят за реализацией нового закона совместно с операторами. По словам ведомства, возможность отказаться от рассылок должна быть доступна всем абонентам, но вернуть всё обратно также можно в любой момент — достаточно подать новое заявление.