«Гог и Магог» в «Откровении»
- AlexT
- 12-июл-2025, 15:00
- 0 комментариев
- 14 просмотров
В «Откровении Иоанна Богослова» (Апокалипсис) действительно сказано, что в конце времён Сатана «соберёт народы Гога и Магога» на последнюю битву против «святых» — этот образ часто связывают с финальным мировым столкновением добра и зла.
«И выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и соберёт их на брань, число их — как песок морской» (Откр. 20:8).
В Средние века и эпоху Ренессанса географы и картографы действительно помещали «страны Гога и Магога» в разные «края света»:
На некоторых средневековых картах они размещались на крайнем северо-востоке Евразии — например, на территории современной Чукотки или Сибири.
Иногда их связывали с «народами Великой Стены» или «запертыми варварами» — и это проецировалось на кочевые племена за Великой Китайской стеной.
В богословии и фольклоре «Гог и Магог» часто символизировали не конкретные народы, а любые «варварские» массы из неизведанных земель — «страшную силу, что прорвёт границы цивилизации».
Когда монголы в XIII веке прошли от степей Восточной Азии до Ближнего Востока, многие христиане интерпретировали это как «исполнение Апокалипсиса». Монгольские орды реально дошли до границ Палестины и Сирии — и это выглядело как вторжение «народов с окраин мира».
В Средневековье христиане Европы нередко считали, что монголы — это и есть Гог и Магог. Такие трактовки действительно встречаются в хрониках. Но это была богословская и культурная интерпретация конкретного исторического события.
С христианской богословской точки зрения — нет. В традиционном толковании Апокалипсиса эта битва — лишь часть многосоставного сценария конца истории:
Ожидается Второе Пришествие Христа, воскресение мёртвых, Страшный суд.
Гог и Магог — символы последних сил зла, но они не исчерпывают весь сценарий.
С точки зрения веры и официальной позиции церкви, пророчество не могло исполниться «задним числом» полностью — монголы были лишь исторической параллелью, но не финальным исполнением видения.
Фактическое совпадение названий или трактовок не отменяет классического взгляда: конец времён в христианстве — не просто исторический эпизод, а финальное космическое событие. Поэтому традиционная богословская позиция такова:
Пророчество о Гоге и Магоге ещё ожидает полного исполнения в будущем.
Карты, легенды и исторические аналогии — интересный культурный пласт, но не окончательный знак «конца времён».