«Тайна тоннеля под Темзой: как в 1843 году освещали подземный путь без проводов»
Страшно аж жуть

«Тайна тоннеля под Темзой: как в 1843 году освещали подземный путь без проводов»

  • AlexT
  • 16-авг-2025, 13:00
  • 0 комментариев
  • 9 просмотров

В середине XIX века, в 1843 году, в Лондоне произошло событие, которое по праву можно считать инженерным чудом своего времени — открылся тоннель под рекой Темзой, построенный по проекту знаменитого инженера Марка Брюнеля. Это было первое в мире подводное транспортное сооружение, созданное методом проходки под руслом реки, и оно поразило современников не только своей архитектурой, но и… загадочным освещением.

Историческая справка: рождение подводного тоннеля

Строительство тоннеля под Темзой началось в 1825 году и длилось почти 18 лет. Работы велись с огромными трудностями: постоянные затопления, недостаток финансирования, опасные условия труда. Для проходки Брюнель применил инновационный для того времени «тоннельный щит» — прототип современных тоннелепроходческих комплексов.

Длина тоннеля составляла около 396 метров, а ширина реки в этом месте — примерно 200 метров. Он был рассчитан на пешеходов, а позже — на железнодорожное сообщение.

Загадка освещения

На старинных гравюрах и фотографиях торжественного открытия тоннеля видно, что он был равномерно освещён по всей длине. Ряды ярких ламп свисали с декоративных подвесов, но… в упор не видно проводов, а технология массового применения электрических ламп в 1843 году официально ещё не существовала.

Возможные объяснения:

  1. Газовое освещение
    На тот момент в Лондоне уже активно использовался газ для уличных фонарей. Существовали сложные системы трубопроводов, подающих горючий газ в лампы. Однако вопрос остаётся: как обеспечивали столь равномерное и безопасное освещение в замкнутом пространстве под водой, где вентиляция была крайне ограничена?

  2. Масляные или спиртовые лампы
    В теории возможно, что использовались лампы с жидким топливом. Но для сотен светильников потребовалось бы постоянное обслуживание и заправка, что малореалистично в условиях круглосуточного прохода.

  3. Эксперименты с атмосферным электричеством (альтернативная версия)
    Некоторые исследователи и энтузиасты считают, что подобные объекты XIX века могли использовать технологии, которые сегодня либо забыты, либо скрыты. Согласно этой гипотезе, в подвесных светильниках могли находиться вещества вроде ртути или амальгамы, а сами лампы питались от естественного атмосферного электричества или электростатических установок.

  4. Прототипы дуговых или индукционных ламп
    Известно, что опыты с электрическим дуговым светом проводились ещё в начале XIX века. Возможно, в тоннеле Брюнеля использовались ранние экспериментальные источники света, не получившие широкого распространения.

Почему это важно

Тоннель под Темзой — это не просто транспортный проект, а символ инженерного прогресса Викторианской эпохи. Но загадка его освещения до сих пор вызывает споры. Даже в официальных источниках мало конкретики о том, каким образом удалось добиться столь эффектной иллюминации.

Если же предположить, что применялись технологии, выходящие за рамки привычных газовых или масляных фонарей, то перед нами может быть пример утерянных знаний XIX века.


Факт: тоннель функционирует и по сей день, являясь частью Лондонского метро. Его архитектура сохранила дух той эпохи, а история строительства вдохновляет инженеров и исследователей более 180 лет спустя.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
img
Привет, я Айтишка!

Самый настоящий сургутский лисенок. Я аватар компании ИТ-Телеком и тут я хочу делиться с вами интересными новостями.

Категории сайта
Календарь
«    Август 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Лучший поисковик кто?