Microsoft ускоряет загрузку игр в 10 раз с помощью Advanced Shader Delivery
- AlexT
- 22-авг-2025, 10:00
- 0 комментариев
- 30 просмотров
Microsoft представила революционную технологию компиляции шейдеров — Advanced Shader Delivery (ASD), которая обещает сократить время загрузки игр до 10 раз. Новая система перенесёт процесс компиляции из локального устройства в облако, что позволит мгновенно загружать предкомпилированные файлы и кэшировать их на ПК или портативных консолях.
Традиционно компиляция шейдеров выполняется непосредственно на компьютере или консоли игрока. При этом процесс учитывает:
конфигурацию видеокарты,
используемую версию драйвера,
индивидуальные настройки игры.
Из-за огромного количества возможных комбинаций систем заранее подготовить универсальный набор шейдеров было невозможно. Именно поэтому первые загрузки игр сопровождались долгими ожиданиями и высокой нагрузкой на процессор и видеокарту.
Microsoft решила эту проблему, создав новый формат — State Object Database (SODB).
С его помощью данные шейдеров собираются и упаковываются в единую структуру.
Совместно с производителями видеокарт компания разработала способ отделить компилятор от драйвера и создать базу предкомпилированных шейдеров — PSDB (Precompiled Shader Database).
При запуске игры через приложение Xbox PC система автоматически определяет характеристики компьютера и подгружает подходящий набор PSDB.
В результате первая загрузка проходит почти мгновенно — игра использует готовые шейдеры, минуя долгий процесс локальной компиляции.
По данным Microsoft, новая функция:
сокращает время загрузки игр до 85 % (пример — RPG Avowed),
снижает энергопотребление ноутбуков и портативных консолей,
разгружает процессор и видеокарту, увеличивая их ресурс,
работает даже после обновления драйверов или замены видеокарты.
Если же система игрока уникальна (например, используется бета-драйвер или редкая конфигурация), компиляция по-прежнему будет происходить локально.
Первым устройством, где заработает новая технология, станет портативная консоль Asus ROG Xbox Ally и её улучшенная версия Ally X. Старт продаж намечен на 16 октября.
В дальнейшем Microsoft планирует внедрить Advanced Shader Delivery и на других игровых платформах. Более того, компания уже заявила о намерении интегрировать технологию непосредственно в игровые движки, чтобы разработчики могли изначально создавать проекты с поддержкой облачной компиляции.
Новая система принесёт значительные преимущества геймерам, но одновременно усилит зависимость пользователей от онлайн-сервисов Xbox. Ведь для загрузки предкомпилированных шейдеров потребуется подключение к интернету.
Тем не менее, учитывая растущие размеры игр и требования к производительности, Advanced Shader Delivery может стать стандартом индустрии, избавив игроков от долгих загрузок и обеспечив более плавный игровой опыт.