ИИ ускоряет мышление подростков, но ослабляет глубину анализа — исследование
- AlexT
- 21-окт-2025, 09:00
- 0 комментариев
- 23 просмотров

Искусственный интеллект стремительно меняет то, как подростки учатся и воспринимают информацию. По данным свежего исследования Oxford University Press, цифровые технологии делают мышление быстрее и гибче, но при этом снижают способность к глубокому анализу.
В августе исследователи опросили 2000 британских школьников в возрасте от 13 до 18 лет. Почти 80 % признались, что активно используют ИИ-инструменты для выполнения домашних заданий. По их словам, это помогает оперативно справляться со сложными задачами и ускоряет процесс обучения.
Однако вместе с этим появляется новая проблема: подростки начинают мыслить «вместе с машинами», теряя часть самостоятельности. Об этом рассказала директор Educational Neuroscience Hub Europe и соавтор отчёта, Эрика Галеа. По её словам, ключевая задача теперь — не просто освоить технологию, а сохранить глубину человеческого мышления в эпоху «синтетического познания».
Авторы исследования описывают новое поколение учащихся как «поколение, рождённое с ИИ». Для них искусственный интеллект стал естественной частью процесса обучения. 90 % опрошенных отметили, что ИИ помог им развить хотя бы один академический навык.
Но у этого прогресса есть оборотная сторона:
60 % признали, что технологии влияют на мышление не только положительно;
25 % считают, что ИИ делает учёбу слишком лёгкой;
10 % сообщили о снижении творческих способностей и критического мышления;
некоторые уже ощущают зависимость от цифровых помощников.
Исследование также выявило разрыв между технологическими привычками подростков и готовностью образовательной системы. Треть опрошенных заявили, что их преподаватели неуверенно чувствуют себя при использовании ИИ на уроках. А 51 % подростков хотят, чтобы школы предоставляли чёткие рекомендации по ответственному применению технологий.
Авторы отчёта подчёркивают: ИИ должен стать инструментом, а не заменой мышления. Учитель и соавтор книги Generation Alpha in the Classroom Ольга Сэйер напомнила, что суть образования не изменилась — оно по-прежнему направлено на развитие независимости мышления, творчества и личности.
Исследователи рекомендуют:
внедрять в школы грамотность в сфере ИИ;
развивать метапознание — способность осознавать и управлять собственным мышлением;
обучать педагогов, чтобы они могли поддерживать баланс между технологиями и критическим мышлением учеников.
Таким образом, ИИ открывает перед подростками новые возможности, но требует осторожного подхода. Быстрота мышления не должна подменять его глубину. Образовательным системам предстоит найти способ развивать интеллект — не превращая учеников в «соавторов алгоритмов».