NVIDIA сдерживает развитие иммерсионного охлаждения, но к 2027 году всё изменится
- AlexT
- 22-авг-2025, 14:00
- 0 комментариев
- 31 просмотров
Технологии иммерсионного охлаждения серверов известны ещё с 1970-х годов, однако они до сих пор не стали массовыми из-за высокой стоимости и сложности внедрения. Сегодня, когда ускорители и процессоры выделяют рекордное количество тепла, именно компания NVIDIA стала главным тормозом развития этого направления, сообщает ZDNet Korea со ссылкой на источники в индустрии.
С конца 2000-х годов интерес к погружным системам возродился — в первую очередь из-за растущих требований к энергоэффективности дата-центров. В 2010-х гиганты вроде Microsoft, Google и Alibaba начали эксперименты с двухфазным иммерсионным охлаждением, но рынок так и остался нишевым.
Причины:
Позиция NVIDIA. Компания не сертифицирует иммерсионные системы для своих ускорителей и не даёт гарантий их работы в долгосрочной перспективе.
Сложности интеграции. Для погружных СЖО требуется отдельная инфраструктура, что усложняет внедрение в уже существующие ЦОД.
Экономика. Прямое жидкостное охлаждение (DLC) проще интегрировать в связке с воздушными системами, поэтому многие операторы выбирают именно его, несмотря на меньшую эффективность.
Эксперты прогнозируют, что настоящий рост рынка иммерсионного охлаждения начнётся в 2027–2028 годах, когда на рынок выйдут ускорители нового поколения NVIDIA Rubin Ultra.
Ключевые факты:
стойка Rubin Ultra NVL576 будет потреблять до 600 кВт;
Google, OCP и Schneider Electric уже проектируют стойки мегаваттного класса;
тепловыделение будущих GPU превысит возможности даже самых передовых DLC-систем.
По слухам, NVIDIA активно нанимает специалистов в области иммерсионного охлаждения, что указывает на неизбежный переход компании к поддержке этой технологии.
Хотя будущее иммерсионного охлаждения выглядит предопределённым, DLC ещё долго не потеряет актуальности. Уже сегодня Intel, ZutaCore, CoolIT и Accelsius выпускают водоблоки, рассчитанные на охлаждение чипов с TDP от 1 до 4,5 кВт.
Таким образом, рынок серверного охлаждения в ближайшие годы будет развиваться по двум направлениям:
DLC сохранит позиции благодаря совместимости с существующими дата-центрами;
иммерсионные технологии станут востребованными для сверхмощных стоек, которые невозможно охладить иными способами.
Сегодня NVIDIA искусственно сдерживает массовое внедрение иммерсионного охлаждения, делая ставку на DLC. Но уже к концу десятилетия тепловыделение чипов нового поколения заставит индустрию полностью пересмотреть подход к охлаждению серверов. Именно тогда погружные системы станут не экспериментом, а необходимостью.