Икона из будущего? Загадочный “спутник” на картине XVI века
- AlexT
- 15-ноя-2025, 13:00
- 0 комментариев
- 26 просмотров

Картины эпохи Возрождения нередко поражают нас символизмом, богатством деталей и умением художников передавать небесное через земные образы. Однако произведение итальянского мастера Вентуры Салимбени, написанное в 1590–1600 годах и известное как «Прославление Святого Причастия», стало настоящей сенсацией не только для искусствоведов, но и для любителей загадок, уфологов и историков науки.
Причина проста: на полотне, созданном почти за 360 лет до запуска «Спутника-1», изображён объект, поразительно похожий на первый искусственный спутник Земли.
Работа состоит из двух визуальных уровней.
Нижний — вполне традиционный для эпохи: святые, алтарь, символы причастия.
Но верхняя часть заставляет зрителя буквально всматриваться в детали.
Здесь изображена Святая Троица — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух в виде голубя. Они держат между собой странный круглый объект, который поражает своей современностью:
идеально сферическая форма;
металлический блеск;
телескопические выдвижные антенны;
загадочное внутреннее свечение, будто исходящее из корпуса.
Эта сфера так похожа на советский «Спутник-1», что кажется почти точной иллюстрацией технического устройства, которое появится лишь в середине XX века.
За более чем полвека дискуссий возникли десятки версий, объясняющих загадочный шар:
По мнению историков искусства, объект символизирует небесный шар, или хорос, изображаемый в церковной традиции как знак Божественного всеведения и власти над миром. Антенны трактуются как жезлы или символические божественные лучи.
Однако эта трактовка не объясняет одного:
почему объект выглядит настолько технологично, будто написан в эпоху космических технологий.
Некоторые исследователи альтернативной истории считают, что художник мог изобразить нечто, увиденное или описанное как божественное «небесное устройство» — от летательных аппаратов до «сфер наблюдения».
Похожесть на «Спутник-1» настолько яркая, что и сегодня вызывает обсуждения.
Есть мнение, что Салимбени работал под влиянием ранних технических рисунков эпохи. В ту эпоху зарождалась наука о механике, развивались оптические приборы, создавались первые схемы астрономических сфер.
Но даже в этом случае изделие 16 века выглядит слишком узнаваемо.
Интернет сделал Салимбени неожиданно популярным: его «сфера» стала объектом сотен мемов, статей и видео. Изображение регулярно публикуют в подборках «технологий в древнем искусстве», а в англоязычных источниках картину часто называют “Sputnik painting”.
Факт остаётся фактом:
Независимо от трактовок, изображение поражает настолько современной визуальной формой, что кажется иллюзией — будто художник XVI века каким-то образом «заглянул» в будущее.