Российские IT-компании всё чаще арендуют «тёмное волокно» для собственных сетей
- AlexT
- 28-июн-2025, 12:00
- 0 комментариев
- 10 просмотров
В российской ИТ-отрасли растёт интерес к аренде так называемого «тёмного волокна» — незадействованных участков оптоволоконных линий связи, которые их владельцы могут сдавать в пользование сторонним компаниям. По информации «Ведомостей», которые ссылаются на свежие данные IT-интегратора «Телеком биржа», за первые месяцы 2025 года спрос на такие каналы увеличился примерно на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Этот тренд подтверждают представители крупных игроков рынка: Softline, Мегафон, Обит, ВТБ и Wildberries & Russ.
В мае «Телеком биржа» опросила 200 ИТ-директоров из банковской сферы, ритейла и промышленности. Оказалось, что уже 35 % респондентов пользуются арендованными неиспользуемыми волокнами — год назад таких было лишь около 15 %. Ещё почти половина — 47 % — пока не применяют эту практику, но рассматривают её как перспективную. 22 % компаний уверены, что в ближайшее время подключение собственных каналов или аренда тёмного волокна им не требуется.
По оценке «Телеком биржи», подобные каналы чаще всего интересуют бизнес, который передаёт большие объёмы данных и развивает распределённую ИТ-инфраструктуру. Примерно половина арендованных линий приходится на операторов связи и провайдеров дата-центров. Ещё 26 % используют банки, 17 % — онлайн-сервисы и маркетплейсы, такие как интернет-магазины, и около 6 % — промышленные предприятия.
С экономической точки зрения аренда «тёмного волокна» зачастую более выгодна, чем строительство собственных магистралей. Например, в 2021 году прокладка километра собственной оптоволоконной линии обходилась в среднем в 1,5 миллиона рублей. Уже в 2024 году затраты выросли до 2–2,5 миллионов рублей за километр. В то же время ежемесячная аренда одного километра волокна обходится примерно в 10 тысяч рублей. При этом высокая ключевая ставка ЦБ РФ также сдерживает новые инвестиции в строительство своих сетей.
Впрочем, несмотря на рост интереса, эксперты отмечают, что свободных незадействованных каналов на рынке не так много, а спрос на них носит локальный и нерегулярный характер. Согласно статистике АО «Оптиковолоконные системы» — единственного российского производителя волокна — потребление и выпуск оптоволокна в стране сокращаются с 2022 года. Так, в 2024 году потребление упало на 20 % и составило 4,5 миллиона километров. Из них продажи ОВС обеспечили лишь около 1,1 миллиона километров.
Большая часть арендованного волокна в России — китайского производства. Китайские бренды YOFC и Hengtong увеличили свою долю на внутреннем рынке с 6 % в 2021 году до 73 % в 2024 году, фактически вытеснив американских и японских поставщиков.
По оценке «Телеком биржи», ежегодный оборот российского рынка «тёмного волокна» составляет около 15–25 миллиардов рублей. К 2030 году он может вырасти до 30–40 миллиардов рублей. На аренду неиспользуемых линий приходится порядка 10–30 % от общего объёма рынка оптоволоконных коммуникаций. Среди крупных инфраструктурных проектов, где аренда «тёмного волокна» применяется уже сейчас, можно выделить магистраль TEA Next — первым клиентом по аренде линий в рамках этого проекта в 2024 году стала компания «Раском».