Rolls-Royce создала первый в мире судовой двигатель, работающий на спирте
- AlexT
- 01-ноя-2025, 10:00
- 0 комментариев
- 10 просмотров

Компания Rolls-Royce представила уникальную разработку — первый в мире судовой двигатель, способный работать исключительно на метаноле. Этот проект может стать одним из ключевых шагов в переходе морской индустрии к более экологичным видам топлива.
Сегодня морские перевозки обеспечивают большую часть мировой торговли, но именно они являются одним из крупнейших источников загрязнения атмосферы. Дизельное топливо, используемое на большинстве судов — от частных яхт до гигантских контейнеровозов, — выделяет не только углекислый газ, но и оксиды серы, азота и сажу.
Метанол давно рассматривался как чистая альтернатива дизелю, но его внедрение в судоходстве осложнено техническими особенностями. Новый двигатель от Rolls-Royce обещает устранить эти барьеры.
Разработка создана в рамках инициативы meOHmare, в сотрудничестве с компаниями Woodward L’Orange и исследовательским центром WTZ Roßlau. Презентация демонстрационного прототипа ожидается до конца года.
По данным компании, двигатель создан как переходная технология, способная работать как на традиционном дизельном топливе, так и на метаноле. Это позволяет интегрировать его в существующие суда без полной перестройки энергетических систем. Вероятно, основой разработки стала модернизированная версия известного судового дизеля Rolls-Royce mtu серии 4000.
Работа на метаноле требует полностью иного принципа зажигания: это топливо не воспламеняется самопроизвольно, как дизель, и потому Rolls-Royce изменила архитектуру камеры сгорания, систему турбонаддува и электронное управление.
Кроме того, из-за низких смазывающих свойств метанола инженерам пришлось переработать систему топливного впрыска сверхвысокого давления, характерную для дизельных установок.
При этом компания заявляет, что новый двигатель сохраняет все ключевые преимущества дизельных аналогов:
высокую тепловую эффективность;
мощность и надёжность;
низкие эксплуатационные расходы.
Метанол обладает рядом очевидных преимуществ перед традиционным дизелем. При его сжигании значительно снижаются выбросы оксидов серы, азота и сажи, а также сокращается углеродный след.
Дополнительным плюсом является то, что метанол легко разлагается в окружающей среде без вреда для экосистем, что упрощает хранение и транспортировку.
Если в будущем судоходство перейдёт на использование «зелёного» метанола, производимого из возобновляемых источников, это обеспечит практически нулевые выбросы CO₂ в топливном цикле.
Rolls-Royce позиционирует эту разработку как инвестицию в устойчивое будущее морских перевозок. Компания рассчитывает, что метанольные двигатели станут востребованным решением для судоходных операторов, стремящихся сократить выбросы без потери мощности и надёжности.
Первый демонстрационный образец появится уже в ближайшие месяцы. Если испытания подтвердят заявленные характеристики, отрасль может получить реальный инструмент для перехода к климатически нейтральному флоту.