Гейб Ньюэлл готовит к выпуску первый нейроимплант: Студия Valve выходит за пределы игровой индустрии
Техно-жизнь

Гейб Ньюэлл готовит к выпуску первый нейроимплант: Студия Valve выходит за пределы игровой индустрии

  • AlexT
  • 10-дек-2025, 09:00
  • 0 комментариев
  • 5 просмотров

Valve десятилетиями ассоциируется у геймеров с платформой Steam и легендарными сериями Half-Life, DOTA 2 и Counter-Strike. Однако глава компании Гейб Ньюэлл давно интересуется не только видеоиграми. Его давняя идея установить прочную связь между человеческим мозгом и компьютером постепенно приближается к реальности. Основанный им стартап Starfish Neuroscience объявил, что до конца текущего года представит своё первое нейропротезное устройство.

Как начался проект Starfish

Работы над идеями интерфейсов «мозг-компьютер» внутри Valve стартовали более десяти лет назад. Психологи компании тогда изучали физиологические реакции игроков, чтобы лучше понять, как мозг реагирует на взаимодействие в виртуальной среде. Эти исследования частично были связаны с ранними экспериментами над VR-гарнитурами — в том числе над датчиками, которые планировалось крепить к мочкам ушей.

В 2019 году на конференции GDC Valve впервые открыто представила концепцию использования BCI-технологий в играх. Спустя некоторое время был зарегистрирован новый стартап — Starfish Neuroscience, который должен был сосредоточиться уже на медицинской и научной части проекта.

Что представляет собой первый чип Starfish

Как подчёркивает команда в своём дебютном блоге, речь пока не идёт о полномасштабном импланте. Первый продукт — компактный «электрофизиологический» чип, способный регистрировать электрическую активность мозга и при необходимости стимулировать определённые области. Однако система беспроводного питания и полноценный хирургический модуль для имплантации ещё находятся в разработке.

Нейроинженер Нейт Сермак отмечает, что Starfish рассчитывает представить рабочий образец к концу 2025 года. Сейчас компания ищет партнёров, которые смогут помочь с беспроводной передачей энергии и внедрением устройства в нервную ткань. Главная цель — создать миниатюрный, малотравматичный имплант, способный работать сразу с несколькими зонами мозга.

Технические характеристики чипа Starfish

Параметры первого прототипа уже опубликованы:

  • энергопотребление — 1,1 мВт в стандартном режиме записи;

  • размеры — 2 × 4 мм;

  • поддержка регистрации пиков и LFP-сигналов, а также подача двухфазных импульсов для стимуляции;

  • 32 контактные площадки, 16 каналов одновременной записи с частотой 18,75 кГц;

  • один источник тока для настройки произвольных пар электродов;

  • встроенные системы мониторинга импеданса и анализа переходных процессов;

  • цифровая обработка данных напрямую на чипе;

  • низкие требования к пропускной способности;

  • производство по техпроцессу 55 нм на мощностях TSMC.

Как он выглядит на фоне Neuralink

Для сравнения, имплант N1 от Neuralink значительно крупнее и сложнее: он включает 1024 электрода на 64 гибких нитях и потребляет около 6 мВт (по данным 2019 года). Полная конструкция имеет диаметр около 23 мм и толщину 8 мм и требует периодической беспроводной подзарядки. Осенью этого года Илон Маск сообщил, что его технология уже была имплантирована 12 пациентам.

Starfish стремится использовать иной подход: не количество электродов как главное преимущество, а многозадачность и работа с несколькими зонами мозга одновременно, что особенно важно при болезнях Паркинсона и других патологиях, связанных с нарушением взаимодействия нервных цепей.

Дополнительные разработки Starfish

Согласно обновлённому сайту компании, параллельно со своим первым имплантом разработчики трудятся над ещё двумя медицинскими технологиями:

  • системой локальной гипертермии для точечного уничтожения опухолей;

  • роботизированным комплексом транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) с возможностью считывания нейронных сигналов. Предполагается, что он поможет в терапии депрессии, биполярного расстройства и других неврологических заболеваний.

Как это может повлиять на игры

Хотя Starfish заявляет, что их первое устройство создаётся в медицинских целях, интерес геймеров неудивителен. В конце концов, именно Valve публично обсуждала применение BCI в игровой индустрии ещё в 2019 году. Тем, кто хочет узнать, как компания видит будущее технологий «мозг-компьютер» в играх, доступен выступление Valve на GDC — его легко найти в открытом доступе.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
img
Привет, я Айтишка!

Самый настоящий сургутский лисенок. Я аватар компании ИТ-Телеком и тут я хочу делиться с вами интересными новостями.

Категории сайта
Календарь
«    Декабрь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Лучший поисковик кто?