Гейб Ньюэлл готовит к выпуску первый нейроимплант: Студия Valve выходит за пределы игровой индустрии
- AlexT
- 10-дек-2025, 09:00
- 0 комментариев
- 5 просмотров

Valve десятилетиями ассоциируется у геймеров с платформой Steam и легендарными сериями Half-Life, DOTA 2 и Counter-Strike. Однако глава компании Гейб Ньюэлл давно интересуется не только видеоиграми. Его давняя идея установить прочную связь между человеческим мозгом и компьютером постепенно приближается к реальности. Основанный им стартап Starfish Neuroscience объявил, что до конца текущего года представит своё первое нейропротезное устройство.
Работы над идеями интерфейсов «мозг-компьютер» внутри Valve стартовали более десяти лет назад. Психологи компании тогда изучали физиологические реакции игроков, чтобы лучше понять, как мозг реагирует на взаимодействие в виртуальной среде. Эти исследования частично были связаны с ранними экспериментами над VR-гарнитурами — в том числе над датчиками, которые планировалось крепить к мочкам ушей.
В 2019 году на конференции GDC Valve впервые открыто представила концепцию использования BCI-технологий в играх. Спустя некоторое время был зарегистрирован новый стартап — Starfish Neuroscience, который должен был сосредоточиться уже на медицинской и научной части проекта.
Как подчёркивает команда в своём дебютном блоге, речь пока не идёт о полномасштабном импланте. Первый продукт — компактный «электрофизиологический» чип, способный регистрировать электрическую активность мозга и при необходимости стимулировать определённые области. Однако система беспроводного питания и полноценный хирургический модуль для имплантации ещё находятся в разработке.
Нейроинженер Нейт Сермак отмечает, что Starfish рассчитывает представить рабочий образец к концу 2025 года. Сейчас компания ищет партнёров, которые смогут помочь с беспроводной передачей энергии и внедрением устройства в нервную ткань. Главная цель — создать миниатюрный, малотравматичный имплант, способный работать сразу с несколькими зонами мозга.
Параметры первого прототипа уже опубликованы:
энергопотребление — 1,1 мВт в стандартном режиме записи;
размеры — 2 × 4 мм;
поддержка регистрации пиков и LFP-сигналов, а также подача двухфазных импульсов для стимуляции;
32 контактные площадки, 16 каналов одновременной записи с частотой 18,75 кГц;
один источник тока для настройки произвольных пар электродов;
встроенные системы мониторинга импеданса и анализа переходных процессов;
цифровая обработка данных напрямую на чипе;
низкие требования к пропускной способности;
производство по техпроцессу 55 нм на мощностях TSMC.
Для сравнения, имплант N1 от Neuralink значительно крупнее и сложнее: он включает 1024 электрода на 64 гибких нитях и потребляет около 6 мВт (по данным 2019 года). Полная конструкция имеет диаметр около 23 мм и толщину 8 мм и требует периодической беспроводной подзарядки. Осенью этого года Илон Маск сообщил, что его технология уже была имплантирована 12 пациентам.
Starfish стремится использовать иной подход: не количество электродов как главное преимущество, а многозадачность и работа с несколькими зонами мозга одновременно, что особенно важно при болезнях Паркинсона и других патологиях, связанных с нарушением взаимодействия нервных цепей.
Согласно обновлённому сайту компании, параллельно со своим первым имплантом разработчики трудятся над ещё двумя медицинскими технологиями:
системой локальной гипертермии для точечного уничтожения опухолей;
роботизированным комплексом транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) с возможностью считывания нейронных сигналов. Предполагается, что он поможет в терапии депрессии, биполярного расстройства и других неврологических заболеваний.
Хотя Starfish заявляет, что их первое устройство создаётся в медицинских целях, интерес геймеров неудивителен. В конце концов, именно Valve публично обсуждала применение BCI в игровой индустрии ещё в 2019 году. Тем, кто хочет узнать, как компания видит будущее технологий «мозг-компьютер» в играх, доступен выступление Valve на GDC — его легко найти в открытом доступе.