Фантастические животные в резьбе Георгиевского собора
- AlexT
- 27-июн-2025, 13:00
- 0 комментариев
- 11 просмотров
Вопрос действительно любопытный и регулярно вызывает интерес у исследователей, искусствоведов и любителей древнерусской архитектуры: откуда мастера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском знали о слонах (или мамонтах), если в XIII веке на Руси этих животных не было?
Вот несколько возможных объяснений этого феномена:
К XII–XIII векам Русь уже имела развитые дипломатические, торговые и культурные связи с Византией, Кавказом, странами Востока, в том числе с Персией и государствами Средней Азии. Через эти каналы на Русь могли попадать не только товары, но и представления об экзотических животных, включая слонов.
В Византии, например, слоны были известны с античности — как боевые и церемониальные животные.
В исламской и персидской культуре изображения слонов были распространены, и иконография могла попасть в руки русских мастеров через текстиль, книги, миниатюры, гравюры, или даже рассказчиков.
Некоторые исследователи предполагают, что резчики использовали сборники орнаментов, которые переходили от поколения к поколению и включали элементы из античного, византийского и восточного декоративного искусства. Эти сборники могли содержать изображения реальных или мифологических животных, включая слонов, львов, грифонов, кентавров и др.
Даже если мастера никогда не видели слона вживую, он мог стать символическим образом:
слон — мощь, царственность, нечто «чужеземное»;
в христианской символике слон иногда ассоциировался с долговечностью, кротостью и мудростью.
Поэтому фигура могла быть интерпретирована не как реалистичное изображение, а как аллегория или элемент фантастического мира, характерного для средневекового искусства.
Версия с мамонтом менее распространена, но интересна. Возможно, мастера или их предки находили останки мамонтов, которые довольно часто попадались (и продолжают попадаться) в северных районах Руси. Кости и бивни, найденные в мерзлоте, могли вдохновить мифы и образы, в которых черты мамонта соединялись с фантастическими зверями.
И наконец, не стоит исключать, что скульптор фантазировал, сочетая знакомые черты разных животных. В искусстве Древней Руси было много фантастических существ, и чёткого требования к «реализму» не существовало.
Изображение «слона» или «мамонта» на Георгиевском соборе, скорее всего, стало результатом:
влияния византийской и восточной художественной традиции;
знакомства с чужеземными легендами и образами;
символического мышления и альбомной копировки орнаментов;
а возможно, и народной памяти о мамонтах, кости которых время от времени находили.
Этот случай — яркий пример того, как фантазия, культурный обмен и фольклор могут соединиться в камне, оставив нам загадку на века.