Фантастические животные в резьбе Георгиевского собора
Страшно аж жуть

Фантастические животные в резьбе Георгиевского собора

  • AlexT
  • 27-июн-2025, 13:00
  • 0 комментариев
  • 11 просмотров

Вопрос действительно любопытный и регулярно вызывает интерес у исследователей, искусствоведов и любителей древнерусской архитектуры: откуда мастера Георгиевского собора в Юрьеве-Польском знали о слонах (или мамонтах), если в XIII веке на Руси этих животных не было?

Вот несколько возможных объяснений этого феномена:


1. Контакты с Востоком и Византией

К XII–XIII векам Русь уже имела развитые дипломатические, торговые и культурные связи с Византией, Кавказом, странами Востока, в том числе с Персией и государствами Средней Азии. Через эти каналы на Русь могли попадать не только товары, но и представления об экзотических животных, включая слонов.

  • В Византии, например, слоны были известны с античности — как боевые и церемониальные животные.

  • В исламской и персидской культуре изображения слонов были распространены, и иконография могла попасть в руки русских мастеров через текстиль, книги, миниатюры, гравюры, или даже рассказчиков.


2. Античные и восточные образцы в художественных орнаментах

Некоторые исследователи предполагают, что резчики использовали сборники орнаментов, которые переходили от поколения к поколению и включали элементы из античного, византийского и восточного декоративного искусства. Эти сборники могли содержать изображения реальных или мифологических животных, включая слонов, львов, грифонов, кентавров и др.


3. Слон — символ экзотики и власти

Даже если мастера никогда не видели слона вживую, он мог стать символическим образом:

  • слон — мощь, царственность, нечто «чужеземное»;

  • в христианской символике слон иногда ассоциировался с долговечностью, кротостью и мудростью.

Поэтому фигура могла быть интерпретирована не как реалистичное изображение, а как аллегория или элемент фантастического мира, характерного для средневекового искусства.


4. Мамонты и народная память

Версия с мамонтом менее распространена, но интересна. Возможно, мастера или их предки находили останки мамонтов, которые довольно часто попадались (и продолжают попадаться) в северных районах Руси. Кости и бивни, найденные в мерзлоте, могли вдохновить мифы и образы, в которых черты мамонта соединялись с фантастическими зверями.


5. Свободная интерпретация мастеров

И наконец, не стоит исключать, что скульптор фантазировал, сочетая знакомые черты разных животных. В искусстве Древней Руси было много фантастических существ, и чёткого требования к «реализму» не существовало.


Вывод:

Изображение «слона» или «мамонта» на Георгиевском соборе, скорее всего, стало результатом:

  • влияния византийской и восточной художественной традиции;

  • знакомства с чужеземными легендами и образами;

  • символического мышления и альбомной копировки орнаментов;

  • а возможно, и народной памяти о мамонтах, кости которых время от времени находили.

Этот случай — яркий пример того, как фантазия, культурный обмен и фольклор могут соединиться в камне, оставив нам загадку на века.

Комментарии (0)
Добавить комментарий
img
Привет, я Айтишка!

Самый настоящий сургутский лисенок. Я аватар компании ИТ-Телеком и тут я хочу делиться с вами интересными новостями.

Категории сайта
Календарь
«    Июнь 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Лучший поисковик кто?