Бояре после отмены: как художники и писатели выдали “секрет” истории
- AlexT
- 09-авг-2025, 14:00
- 0 комментариев
- 15 просмотров
Картина Василия Верещагина «Перед Москвой в ожидании депутации бояр» на первый взгляд — лишь историческая сцена, наполненная драматизмом и атмосферой. Однако внимательный наблюдатель может заметить любопытную деталь: упоминание бояр, звание которых было официально упразднено ещё в эпоху Петра I.
Факты говорят сами за себя. Звание боярина было отменено в начале XVIII века, а последним человеком, официально носившим этот титул, считается Иван Юрьевич Трубецкой, скончавшийся в 1750 году. После этого бояр в России, по документам, просто не существовало. Тем не менее, Верещагин в своём описании картины несколько раз использует этот титул, словно для него он продолжал быть актуальным.
И Верещагин был не одинок. Лев Толстой в «Войне и мире» тоже щедро упоминает бояр: «Я заставлю поколения бояр с любовью поминать…», «Бояре — скажу я им…», «Речь его к боярам…». И это притом, что действие романа относится к началу XIX века, когда понятие боярства в официальном смысле уже давно кануло в Лету.
Почему же так произошло? Есть несколько версий. Одни историки считают, что для художников и писателей бояре — это скорее художественный символ старой России, чем точная историческая категория. Другие уверены: такие «ошибки» могли быть своеобразной скрытой насмешкой над официальной историей, в которой многое переписывалось под нужды власти.
Так или иначе, в произведениях искусства бояре продолжали жить своей литературной и живописной жизнью, невзирая на то, что по указам Петра I они давно стали частью прошлого.